Вира!

Красный Костя  —  Дневник звукорежиссёра


моё    не моё




Зависимость уровня громкости от характера номера. Лиричный номер – музыка не громкая. Номер ритмичный, динамичный – музыка громко звучит.



Зависимость уровня громкости от аудитории. Громкость музыки для пожилых людей и маленьких детей нужно делать как минимум на порядок меньше, чем для молодёжи и взрослых.



Чем труднее в музыкальном произведении вместо одного фрагмента вставить другой, тем лучше музыка.



На выходы вип-персон нужно ставить стандартные вещи. Они любят шаблоны.



Не зацикливайся на понравившихся композициях.



Какими должны быть сценические шумы? Драматургическими: должны быть завязка, развитие действия, развязка и финал.
Например, шум поезда: начало – поезд приближается, конец – поезд уезжает, середина – шумы вагонов, пассажиров.




Для людей не поющих, но которых нужно записать прописывать мелодию в виде караоке. Можно прописать голос профессионального певца. Потом, когда запись сделана, можно вспомогательную дорожку убрать.



Компрессия отдаляет.



Реверберация хороша, когда дополняет звук, и невыносима, когда сама становится звуком!



Все фонограммы, приготовленные для мероприятия, прослушивать от начала до конца на наличие «косяков».



Хорошая танцевальная музыка – это музыка, под которую понятно, как танцевать.



Стихи на стадионных мероприятиях – это сигналы.
«Пусть всегда буду я!» = Вика, выпускай конькобежцев!




Ты хорош настолько, насколько хорош твой последний концерт.



Треки делать с тишиной в конце; так, чтобы при окончании композиции и отсутствии автопаузы на проигрывателе, не шёл бы сразу следующий трек, а звукорежиссёр, если по запарке сразу забыл выключить трек, то у него на это было бы ещё какое-то время.



Микшировать треки на парадах и уличных гуляниях нужно внахлёст, иначе во время тишины между треками будет слышен топот и гул толпы.



Звукорежиссёр должен уделять должное внимание музыке, играющей перед и после мероприятия.



Делать заставки и отбивки и туши и прочее из звуков и мелодий, которые специфичны тематике концерта.



Если певцу трудно даётся песня (высокая, например), полезно делать бэки, чтобы немного замаскировать недочёты.



Если не успел убрать ревер после песни, а ведущий уже начал говорить, то ревер лучше не выключать сразу, так как это будет резко слушаться. Лучше просто плавно смикшировать его.



Для разборчивости голоса при громкой музыке (например, в роке) помогает такая хорошенькая плотненькая компрессия.



Ребёнку в мониторные наушники подавать сигнал слабее, чем обычно, ибо уши у них ещё нежные и начинают болеть от громкой музыки.



Звукорежиссёр, равно как и другие подчинённые профессии – это зеркало Режиссёра. Монитор. Всё в концерте – это отражение работы режиссёра.



Если певец поёт хорошо, то задача звукорежиссёра заключается в том, чтобы просто не мешать певцу петь.



При выстраивании плейлиста для танцев, следовать чередованию и компиляции композиций по:
1. Жанрам.
2. Темпо-ритму.
3. Аудитории (возраст, пол (мальчишки не будут танцевать под то, что девчонки будут))
4. Исполнитель (соло – группа, м – ж, просто музыка)
5. Тональность
6. Содержание (тематика)
7. Национальность.




Глаза Звукорежиссёра всегда должны быть на сцене! Хотя у меня голова всегда опущена, и смотрю я на пульт почти всё время.



Песню с огромным уровнем громкости, записи называть «евреем». Потому, что песня заклипированна, т.е. обрезана.



Специально чуток убавлять громкость микрофонов ведущих в мониторах, чтобы их психофизическое состояние держать в тонусе.



При записи и сведении песни, нужно, что бы звукорежиссёру давали распечатку теста с пометками и пожеланиями. Удобно. Самому тоже делать пометки.



Игра «Мысли».
Мысли должны быть:
- смешными
- длиться от 15 до 25 секунд.
- быть емкими, лаконичными.
- быть мыслями. (хорошо, когда от первого лица, если есть местоимение «Я»)
- позитивными.



Хорошо работает звукорежиссёр, если его работу не замечают.



Дыхание брать между слов и ни в коем случае не в середине слова, разбивая его тем самым.



Микрофон западает.
Так говорят, имея в виду, что идут искажения связанные с тем, что от большого звукового давления диафрагма микрофона приперается к крайнему положению и не может двигаться дальше.




Ассоциации по музыке(треннинг):
1. Стихия.
2. Время года.
3. Время суток.
4. Место действия.
5. Профессия
6. Цвет.
7. Еда.
8. Запах.
9. Направление
10. Динамичность.
11. Настроение и атмосфера.
12. Действие.
13. Характер.



Выбирать соответственно статусу мероприятия и форме стиль музыки и инструменты. Выстраивать план мероприятия и сценария для лучшего понимания строения и соответственно лучшего подбора фонов:
Начало
Информация
Выход
Награждения

Финал




Делать тональность фонограммы под диапазон голоса.



Игры:
Угадать песни, действие которых происходит зимой.
Игра «поломанный магнитофон»:
Караоке. Человек начинает петь, а песня начинает то увеличиваться по скорости, то замедляться.
Музыкальные эстеты:
Угадать как в вине, год выпуска песни.
Музыкальное гадание. Человек задает вопрос и выберет пластинку и ставит на случайное место. Все слушают ответ на заданный вопрос. Гадание не обязательно по пластинке: просто, что ожидет в будущем году или вопрос-ответ.




В начале песни во время живого концерта лучше фонограмму делать потише и потом подгонять её под голос, а не сразу на всю громкость её врубать, а потом мучиться и вытягивать голоса, которые вначале естественно не прослушаются и впечатление от песни в итоге испортится.
Лучше недослушать музыку, чем голос.
Песня – это, прежде всего, вокал.




Ведя за пультом песню, постоянно продумывать наперёд, что будет дальше в песни, кто будет петь и как сделать, чтобы он прозвучал хорошо.



Динамический мастеринг трека можно делать не только с помощью максимайзера. Можно с помощью первоначального лимитирования с последующей нормализацией! Сперва подрезать лимитером трек, чтобы он был как заборчик, а потом нормализировать его примерно до -1 децибела.



Соотношение музыки и вокала должно быть как в советских мультиках. Например, эталон – это Бременксие музыканты. Музыка – это аккомпанемент.



Залог успешного концерта – качественная настройка аппаратуры.



Снимать с микрофонов решётки и поролон для большего уровня сигнала. Использовать только на хорах, ибо при пении солиста будет ужасный бубнёж и прочие шумы.



За полчаса до конца банкета ставить лёгкую успокаивающую музыку, чтобы публика остывала и готовилась к финалу. Также подкреплять это соответственной речью ведущих.



Много стоек микрофонных на авансцене мешает видеть выступающих. Хорошее решение – это когда микрофонные стойки стоят по краям у кулис. Певцы выходят, берут микрофоны и спокойно идут к центру. Заодно видно всё, что происходит в центре и танцорам ничего не мешает.



Противофаза в основном чувствуется на нижних частота, так как волны большие, на высоких же достаточно трудно определить наложение фаз.



Естественный деессор – повешать карандаш сверху микрофона параллельно микрофону.



Способы психического воздействия новоапостольчиской церкви.
1. Толпа, кучность.
2. Охрана по краям.
3. Музыка.
4. НЛП
5. Ритмичность.
6. Крик.
7. Низкие ноты.




Почему нельзя кричать в микрофон?
Во-первых, потому что от большого крика, запирается мембрана у динамического микрофона и появляются нелинейные искажения (вместо синусоиды идёт линия).
Во-вторых, смещается центральная ось движения диффузора у динамиков. Если у низов и середины это ещё не сильно влияет, то вот на высокочастотниках, где у мембраны итак не большой ход, он уменьшается ещё больше и это чревато последствиями.



После антракта, например, когда жюри ушло совещаться, нужно делать один-два номер-пролога к второй части, дабы избежать полупустого зала и стука сидений а начале торжественной части.



Как режиссёр должен работать со звукорежиссёром?
Сперва, режиссёр должен отдать звукорежиссёру сценарий, чтобы тот ознакомился с ним, проникся и сделал несколько вариантов музыкального оформления. Затем уже, через некоторое время (в зависимости от объёма и толщины сценария), режиссёр приходит к звукорежиссеру, и они вместе выбирают лучшее из созданного и дорабатывают всё до окончательного варианта.




Не забывай выключать микрофоны, которые переставляют к колонкам.



Хорошая, качественная фонограмма – пятьдесят процентов успешного выступления.



Есть два способа балансировки фонограммы и голоса. Можно динамически ими балансировать, а можно частотно. Динамический способ простой и с плохим результатом, так как иногда на фонограмме середина сильно заглушает голос и, чтобы голос был слышен, приходится сильно убавлять фонограмму, что делает звучание фонограммы и голоса так сказать отдельным в своём существовании, к тому же у фонограммы, соответственно, исчезает хорошее звучание в верхах и в низах, по закону слышимости частот, при разных уровнях громкости. Частотный способ сложнее, однако приносит хорошие результаты. Голос накладывается на фонограмму за счёт убавления голосовых частот на фонограмме и прибавления у голоса частот, отвечающих за распознание речи. Самые хорошие результаты приносит совмещение двух способов.



Музыка для награждений должна быть с ярко выраженным ритмом, чтобы людям было удобно аплодировать.



Если мелодия заканчивается, то передёргивать её на середину или начало можно только тогда, когда вокруг шумно, чтобы этого передёргивания не было слышно. На тишине этого делать ни в коем случае нельзя, ибо точно этого сделать всё равно не получится и у всех на виду будет звукорежиссёрский казус.



Звукорежиссёр обязан следить за фонограммами коллективов: ухаживать, чистить, эквализировать и т.д.



После громкого номера не ставить сразу тихий, так как ухо зрителя должно привыкнуть к тихому уровню. Есть такая штука, что ухо настраивается на определённый уровень громкости.



После громкого номера не ставить сразу тихий, так как ухо зрителя должно привыкнуть к тихому уровню. Есть такая штука, что ухо настраивается на определённый уровень громкости.



Реверберация голоса должна соответствовать реверберации фонограммы.



На произнесение каждого тоста подготавливать тематически песню. Например, тост за женщин – песня «Ах, какая женщина», и так далее.



Номера глухонемых.
В мониторы давать хорошие низы, только чёткие, а не размазанные, и середину. Они чувствуют телом низа, и слышат хорошо середину (слух-то небольшой всё равно есть).



Нижний голос делать громче, несмотря на то, что уровень звучания равен уровню основного голоса, ибо нижний голос разобрать труднее, чем основной и тем более верхний.



Свадьба.
Снятие фаты.
На само снятие и обряд – Аве Марию.
Как только фата снята – звучит Аллилуйя любви. (танец новобрачных)
Музыка на вручение подарков: лёгкая, ритмичная, весёлая. Много.
На соединение семей – Вечная любовь.
Вангелис на свечу, которую все передают друг другу и говорят пожелания.
Окончание свадьбы - мы желаем счастья вам




После номера не надо сразу включать фонограмму на следующий номер или на ведущих. Нужно дать небольшую паузу, для аплодисментов. Исключение, если, специально не предусмотрен нон-стоп.



Если не уверен в шнурке, по которому идёт сигнал, включай его в два канала в моно гнезда, предназначенные для авто переработки моно в стерео, и раздвигай сигналы панорамно в разные каналы. Если, что-то случится с одним каналом, то быстро ставь панораму второго сигнала в середину и всё будет чики-пуки.



Громкостью можно оглушить зрителя так, что он попадёт в слуховой нокдаун и не будет способен различать звуки, то есть в ушах его будет вата, а вместо песни каша-малаша из фонограммы и голосов. Поэтому нужно быть осторожным большими уровнями, тем более на частотах высокой середины, так как именно она быстрее всего отправляет уши слушателей в нокдаун.
Недаром ещё опытные звукорежиссёры держат уровень концерта на одном и том же уровне, ибо уши начинают привыкать к громкости и требуют постоянно прибавлять уровень, что в итоге приводит к высоким громкостям и как следствие к нокдауну ушей.




За всё мероприятие должен быть только один минорный фон.



Было бы удобно сделать катушки для микрофонных шнурков по типу сетевых шнурков в пылесосах, которые сами закручиваются обратно. Так певец исполнил песню, поставил микрофон на стойку, а шнурок сам смотался и не лежит, не мешает выступать другим артистам, в первую очередь хореографическим коллективам.



какие папки (в компьютере) должны быть у артистов
«(Название папки)Забава»(Название трека)Забава – Танец маленьких утят (без биса)
«Оксана Полякова» Оксана Полякова - Вечер на рейде (плюс)




определять абзац текста каким-то словом играть фрагмент, находя слово, которое бы отображало суть действа. и так же музыку подбирать, чтобы она отображала то слово, которое отображало суть.



Звукорежиссёр, если находится в одном месте с режиссером артистами и ведущими, за 20 секунд до окончания фонограммы, объявляет об этом.



Абсолтнный слух формируется на уровне подсознания, так как при абсолютном слухе звуки узнаются в течение 30 милиссекундах, а осознание реальности происходит за пол секунды.



Хороший звукорежиссёр - это тот звукорежиссёр, которому дали сценарий и он грамотно провёл концерт.
Профессиональный звукорежиссёр - это тот звукорежиссёр, которому не дали сценарий, а он всё равно грамотно провёл концерт.




Активное использование подгрупп
например барабаны на первую подгруппу
Гитары на вторую
Вокал на третью плюс на мастер, чтобы увеличивать уровень на порядок
Барабаны и гитары только на под группу но не на мастер на мастер с подгруппы
Гейты на барабаны, чтобы лишние звуки не лезли и заводились меньше
На мониторы ауксы ставить пре-фейдер, чтобы по разному регулировать выходы на мониторы и на порталы.




Если ведущий объявляет другой номер, вместо того, что идёт по сценарию, то нужно ставить именно его, так как, скорее всего, номера поменяли местами. Если же ведущий ошибся, то косяк будет на его совести.



На больших и серьёзных мероприятиях самое главное не поддаться всеобщей панике, которая, как правило, правит на этих мероприятиях. Исходит она в основном от администрации культуры, которые бояться за свои задницы. Страх мгновенно перекидывается на всех остальных и начинается всеобщая истерия и бессмысленная беготня. А паника – самый главный враг хорошего мероприятия, так как при панике человек перестаёт соображать, что он делает. Актёр выходит из образа, танцор падает, певец поёт мимо нот, звукорежиссёр включает не ту музыку, а режиссёр отдаёт не те команды. Администрация начинает просто грубить.



Многие бояться работать свадьбы по той причине, что слишком увеличивают значение этого события, делают его монументальным, стремятся к идеальности. Праздники нужно работать так, как будто ты работаешь для своих друзей, где, если ты допустил ошибку, на тебя никто не посмотрит со злостью, тебя не уволят с работы. Страх оттого, что человек из земного праздника, делает из мухи слона. Нужно смотреть на это со стороны космоса, для которого это событие ничего не значит.
Нужно быть ответственный, но нельзя допускать, чтобы ответственность перерастала в страх.




Бесплатная реклама Winampа
Не пойму, как некоторые звукорежиссёры могут работать на чём-то, кроме Winampа? Честно, если мне приходится работать на чужом компьютере или ноуте, на которых нет Винампа, я просто ох*еваю, как надувающаяся пиписка, и сбрасываю до пяти килограммов веса за полтора часа. Винамп - это такая же классика для звука, как Photoshop для дизайна.




Во время работы не носи одежду с длинными, висячими рукавами: обязательно заденешь какой-нибудь фейдер.



Тренинги для развития частотного слуха.
Я делаю так.
Беру песню в очень хорошем качестве и с помощью фильтра разбиваю её на полосы.
Первая полоса шириной в 50 герц:
50-100Гц
Дальше до килогерца полосы шириной по сто герц:
100-200Гц
200-300Гц

900-1000Гц
Дальше до 10 килогерц полосы шириной в килогерц:
1000-2000Гц

9000-10000Гц
Дальше до 20 килогерц полосы шириной в 2 килогерца:
10000-12000Гц

18000-20000Гц.


Тренировка слуха идёт двумя способами.
Закидываю все полосы в винамп и делаю проигрывание случайных треков. Нужно определить полоса каких частот проигрывается.
Второй способ труднее.
Все полосы закидываю на дорожки в Аудишине. Затем случайным образом мьютируется какая-то полоса частот и нужно определить, какая именно частота отсутствует в композиции.




Ещё один тренинг. На развитие музыкального слуха.
Заключается он в том, что записываются специальные песни, к которых инструменты и вокалист сознательно допускают время от времени ошибки в интонировании. Слушатель должен определить их. Можно сделать разного уровня сложности. Например, сперва вокалист ошибается на тона, потом на полутона, затем на доли.




Компрессор можно ставить не только на канал. Но и на целую подгруппу. Так, например, компрессор можно поставить на группу бэк-ваколистов, когда нужно добиться примерно ровного звучания всех голосов.



Очень банально, очень важно – когда приносят диски, проверять их на воспроизводимость.



Сталкиваясь с чем-то новым, незнакомым, анализировать, почему изготовители сделали именно так, а не иначе, что они преследовали, для чего делали так.



Отбивки.
Могут быть самостоятельными, так и в виде усиления громкости идущего на данный момент трека.
Отбивками выделяются события. Выход ведущего, тост, уход ведущего и т.д..




Во время мероприятия полная тишина может быть только в двух случаях: первый - речь официального лица, второй - минута молчания. Больше не может быть полной тишины никогда.



Хотите хороший звук - ставьте в полтора, а лучше в два раза больше аппаратуры, чем этого требует зал.



Стереосигналы разводятся по панораме.



Акустическая гитара имеет свойство заводиться. Корпус резонирует.



Следить, чтобы у подключаемых ноутбуков были выключены внутренние микрофоны. Иначе заводки не избежать на больших громкостях.



Когда приходится слушать всё, что не по душе, есть два выхода: либо терпеть, либо смириться и получать удовольствие.



Если нет сигнала в финальном каскаде, начинать искать, где он прерывается его нужно от первого и по очереди проходить все остальные, а не бежать сразу к финальному и думать, почему же нет сигнала.



Иногда полезно приподнять на эквалайзере частоту, например, для того чтобы удостовериться, что именно она заводится, или чтобы зафиксировать в памяти её звучание и «слышать» при дальнейшей эквализации.



Если с живыми инструментами играет плей-бэк, то плей-бэк нужно регулировать только чуйкой. Во-первых, чтобы одновременно с мониторами плей-бэк поднимался и в порталах и баланс при этом сохранялся. Во-вторых, чтобы не разгонять мониторы, в которых, если регулировать мастером аукса, увеличивается помимо плей-бэка. также и микрофоны и инструменты, а за этим неминуемы «заводки».



Эквализируй возвраты эффектов.



На директ боксах используй «pad» только в крайнем случае (если в ноль совсем уж громко получается), иначе придётся поднимать уровень звука с помощью гейна, а в месте с ним увеличится и уровень шумов техники.



Как правило, на усилителях и других устройствах по схематике входы и их линки равнозначны друг другу. То есть сигнал можно подавать как на вход, так и в линк, и наоборот, забирать можно линк, как с входа, так и с линка.



В случае, если фонограмма целиком с диска или ноутбука (без живых инструментов), и вокал и фонограмму лучше запускать в мониторы в постфэйдер. Если этого не сделать, то при уведении фонограммы, она продолжит играть из мониторов.



Разветвлять игрек-образно (или через директ-выход пульта из основного канала (если такой есть)) микрофонный сигнал и заводить сразу в два канала: одним регулировать посыл в порталы, другим - в мониторы. Отдельную эквализацию можно делать у сигнала посылаемого в мониторы.



Гейн (предусилитель) нужен для того, чтобы придать входящему сигналу значение равное нулю децибелов. Если будет маленький, придётся разгонять фейдером, соответственно разгонятся и шумы. Если будет большой, можно сжечь предусилитель.



Когда хорошо настроена акустическая система? Когда громко, но можно говорить и спокойно слышать, что говорят тебе.



Когда система заводится, не нужно беспорядочно опускать все фейдеры. Нужно опустить один единственный.



Если радиомикрофон выключен, то и выключи канал, или прибери фейдер, чтобы база, случайно поймавшая левый сигнал, не пустила бы его в эфир.



Пользуйся прослушкой ауксов.



На каждый дополнительный пульт, что заходит в главный пульт ставить эквалайзер.



Холл и делэй должны быть в посте (пост-фейдер).



Правильнее ревером и делэем управлять через подачу на ауксы эффектов, а не фейдером канала-возврата. Так как фейдером управляются эффекты сразу всех посылаемых каналов, а посылом можно управлять эффектом каждого инструмента или вокала отдельно.



Самое большое зло на концерте - это плейбэк.



Диджей должен узнать у организаторов информацию о мероприятии: Место, время, повод, возраст аудитории, сценарий, акустика.



Возможно, многие звукорежиссёры при настройке аппаратуры произносят всем знакомые «раз-два-три» просто следуя традиции, для меня же цифры имеют большую смысловую нагрузку. Произнося числительные от «раз-два» до «девать-десять», ты проходишься практически по всему частотному диапазону. Произнося «раз» - можно узнать, что твориться в частотном спектре в диапазоне 300-600 герц. Произнося «три» - 2500-3150 герц. «Четыре» - 4000 герц. «Пять» - 1000-2500 герц. «Шесть» - 6000 герц. «Семь» - 7000 герц. В общем, перечисляя цифры и делая акценты на разных гласных или согласных, моно проверить звучание акустики по всему частотному диапазону.



Звукорежиссёр должен отстраивать звук только на одну зону – пересечение осей порталов. Уделять остальным зонам внимания не стоит: во-первых, по всей ширине пространства звук меняется, так как акустическая система имеет определённый угол раскрытия, во-вторых, с удалением от порталов, начинается каша.



Если не работают компрессоры или гейты, вытащи инсертовые кабели из линейных входов и воткни их в инсертовые разъёмы.



Для уменьшения самовозбуждения акустики, имеет смысл увеличивать расстояние между порталами по ширине, уменьшая тем самым концентрированность звукового давления в одном месте.